Олимпиада по русскому языку для студентов 2 курса с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку для студентов 2 курса с ответами


1. Какая из перечисленных категорий не относится к имени существительному?
1) род
2) число
3) падеж
4) время
5) склонение

2. Какая из перечисленных категорий не относится к имени прилагательному?
1) действительные
2) относительные
3) притяжательные
4) качественные
5) все относятся

3. К какой части речи относятся следующие слова: «взлетая», «держась», «отложив»?
1) глагол
2) имя прилагательное
3) наречие
4) деепричастие
5) причастие

4. Какая из словоформ не является предлогом?
1) в следствии
2) невзирая на
3) из-под
4) согласно
5) вопреки

5. Какой вид односоставных предложений имеет главным членом имя существительное?
1) безличные
2) инфинитивные
3) назывные
4) обобщенно-личные
5) неопределенно-личные
6) определенно-личные

6. Определите тип сложного предложения: «Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих…»:
1) бессоюзное
2) сложноподчиненное
3) сложносочиненное
4) с разными типами связи

7. Диалог является характерной чертой какого функционального стиля?
1) научного
2) официально-делового
3) разговорного
4) публицистического
5) никакого из перечисленных

8. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный

9. К какому функциональному стилю относится следующий текст?
«Работа выполнена качественно и в срок. Стороны претензий друг к другу не имеют».
1) художественный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) разговорный

10. Какое из перечисленных слов относится к высокому стилю?
1) гребень
2) шахматы
3) друг
4) любовь
5) очи

11. В каком из нижеследующих слов ударение падает на второй слог?
1) балованный
2) оптовый
3) в нору
4) квартал
5) во всех словах
6) ни в одном из перечисленных

12. Какое из следующих слов написано ошибочно?
1) деревянный
2) глиняный
3) каменный
4) оловяный
5) квашеный

13. Какое из следующих наречий написано ошибочно?
1) точь-в-точь
2) в-пятых
3) где-нибудь
4) по-минутно
5) по-гречески

14. Как пишется слово (во)первых?
1) слитно
2) раздельно
3) через дефис

15. Какое значение имеет приставка в слове «прибывать»?
1) присоединения
2) приближения
3) неполноты действия
4) высшей степени качества
5) перехода за пределы нормы

16. Какое из следующих слов написано неправильно?
1) пол-яблока
2) пол-лимона
3) пол-Нижнего
4) полмандарина
5) пол-стакана

17. Слова блуждать, плутать, бродить являются:
1) синонимами
2) омонимами
3) антонимами
4) паронимами

18. Какое из следующих слов написано ошибочно?
1) предыюльский
2) подытожить
3) взимать
4) постинфарктный
5) все правильно
6) все неправильно

19. В каком из нижеследующих слов пишется одна буква Н?
1) дли(н/нн)ый
2) беше(н/нн)ый
3) стекля(н/нн)ый
4) лимо(н/нн)ый
5) подли(н/нн)ый

20. В каком слове пропущена буква?
1) кава..лерист
2) гра..мотей
3) мо..жевельник
4) ра..счет
5) ржа..ной

21. Какое слово написано неправильно?
1) объезд
2) въющийся
3) сагитировать
4) скамья
5) все правильно
6) все неправильно

22. Слово «обалдеть» является:
1) разговорным
2) просторечием
3) диалектизмом
4) жаргонизмом
5) неологизмом


Ответы:
1.4.
2.1.
3.4.
4.1.
5.3.
6.2.
7.3.
8.2.
9.3.
10.5.
11.5.
12.4.
13.4.
14.3
15.2
16.5.
17.1.
18.5.
19.2.
20.3.
21.2.
22.2



Примеры заданий с ответами к олимпиаде по русскому для студентов 2 курса



№1. Какое из предложений осложнено обращением?
1) Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он.
2) Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
3) Благодатное время надежд! Прошедшим и ты уже стало.
4) Долина роз! Самые эти слова меня волновали.

№2. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении (знаки препинания не расставлены).
Он казался нрава тихого и скромного но молва уверяла что некогда он был ужасным повесою впрочем это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны которая как и все молодые дамы вообще с удовольствием извиняла шалости обнаруживающие смелость и пылкость характера (А.Пушкин).

№3. Кто автор этих слов?
...Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям...

№4. Что означает в данном поэтическом отрывке выделенное слово?
Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен. (Е.А. Баратынский)

№5. Назовите глагол, который в русском языке существует с приставками при-, до-, у-, от-, с-, из-, раз-, но без приставки не употребляется и не имеет смысла.

№6. Выпишите из данного перечня имена выдающихся русских языковедов:
М.Т.Калашников, А.М. Пешковский, О.К. Антонов, В.В. Виноградов, В.Б. Шкловский, М.М. Бахтин, В.О. Ключевский, Н.Н. Новиков, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев.

Ответы к заданиям:

№1 – 3.
№2 – 5.
№3 – Н.В. Гоголь.
№4 – холодный морской ветер.
№5 – бавить.
№6. А.М. Пешковский, В.В. Виноградов.


Задания к олимпиаде по русскому языку для студентов 2 курса


№1. Слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ впервые употребил Н.М.Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространенный в сложных словах корень БЛАГО («хороший, приятный; польза, добро»). Приведите примеры не менее 5 сложных слов с таким корнем, дайте им толкование.
Образец: благотворительность – деятельность, приносящая пользу, добро.

№2. Установите, какие из подчеркнутых слов являются в современном русском языке однокоренными, какие – исторически родственными.
Персты перса были усыпаны перстнями, которые проступали сквозь перчатки, а на перстах его наперсницы был только напёрсток. (Ф.Кривин)

№3. Сравните два предложения:
Птица выводит птенцов.
Химчистка выводит пятна.
Как соотносятся между собой значения слова выводить в приведенных предложениях?

№4. Из данного перечня выпишите слова, имеющие ударение на втором слоге.
Клала, пасквиль, торты, дефис, кладовая, донельзя, апостроф, досуг, заржаветь, квартал, красивее, маркетинг, оптовый, откупорить, свекла, пуловер, каталог, звонит, диспансер, избалованный.

№5. Расставьте недостающие знаки препинания.
Что б ни случилось помни одно
Стих тончайший громоотвод!
Любишь стихи не сорвешься на дно
Поэзия сыщет поймет позовет.
Живи искусства не сторонясь.
Люди без лирики как столбы.
Участь наша ничтожнее нас
Человек выше своей судьбы.
И. Сельвинский

№6. Истолкуйте лексическое значение слов от кутюр, прет-а-порте, харизма, секвестирование, пентхаус.

№7. Одинаковые или разные окончания в следующих парах слов? Какие это окончания?
Статей – оленей, колючий – волчий, следствие – граждане, веселого – кого-нибудь.

№8. В «Грамматике» Мелетия Смотрицкого впервые был приведен полный перечень падежей русского языка, но название одного из них – сказательный – отличалось от современного. О каком падеже идет речь?

№9. Укажите слова, в которых допущены ошибки.
Инцидент, агенство, будущий, алогизм, дермантин, почерк, компроментировать, грейфрукт, главпочтамт, прецедент, жаждующий.

№10. Укажите авторов крылатых выражений.
С чувством, с толком, с расстановкой.
Блажен, кто смолоду был молод.
Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно.
Живой как жизнь.
Не могу молчать.


Задания олимпиады по русскому языку для студентов 2 курса с ответами


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку для студентов 1 курса



Н а в е р х