Олимпиадные задания по литературе для студентов 2 курса



Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса

  •            Вариант 1                     Вариант 2

    I. Олимпиадные задания на знание теории литературы


    1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

    Серп луны молодой
    Вместе с пышной звездой
    В голубой вышине
    Ярко видится мне.

    Ответ:     Дактиль.

    2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

    Ответ:     Амфибрахий

    3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».

    Ответ:     Прототип - (от греч. prototypon - прообраз) - реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А. Некрасова), в других - отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).

    4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?

    Ответ:     Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.

    5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.

    Ответ:     «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

    6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?

    Ответ:     Гроза - символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.

    7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

    Быть можно дельным человеком
    И думать о красе ногтей.
    К чему бесплодно спорить с веком?
    Обычай деспот меж людей.

    Ответ:     Ямб.

    8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...
    Где бодрый серп гулял и падал колос.
    Теперь уж пусто все - простор везде,
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь -
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле...

    Ответ:     День хрустальный - значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.

    Бодрый серп -
    олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.

    Паутины тонкий волос -
    скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора - одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.

    Праздная борозда - полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).

    Льется чистая и теплая лазурь - замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой - холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.

    9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа:
    1) Рассвет рукой прохлады ровно
    Сшибает яблоки зари.
    2) Синь то дремлет, то вздыхает.
    3) Как сережки зазвенит девичий смех.
    4) В водах ложных звенящая борозда.

    Ответ:     1) Олицетворение. 2) Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет.

    10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.

    - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий»
    - М.Ю. Лермонтова
    - вместо лодки
    - парус);
    единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил»
    - «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит».
    - А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу»
    - А.С. Пушкин, «Медный всадник»);
    целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат»
    - С. Орлов).
    Ответ:
    Синекдоха.

    11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.

    Ответ:     «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.

    II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.


    1. Анализ эпизода.

    Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.

    Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:
    - Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?
    Она кивнула в знак согласия головой.
    - За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?
    В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек... ей стало так больно, так жаль его...
    - Ты его не оставишь, не бросишь? - говорила она...
    - Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет...
    Она поцеловала мужа.
    - В Петербург ты возьмешь меня к нему?
    Он нерешительно молчал.

    2. Анализ стихотворения.

    Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное...». Дайте свое толкование произведения.


    Несказанное, синее, нежное...
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя - поле безбрежное -
    Дышит запахом меда и роз.

    Я утих. Годы сделали дело,
    Но того, что прошло, не кляну.
    Словно тройка коней оголтелая
    Прокатилась во всю страну.

    Напылили кругом. Накопытили.
    И пропали под дьявольский свист.
    А теперь вот в лесной обители
    Даже слышно, как падает лист.

    Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
    Все спокойно впивает грудь.
    Стой, душа, мы с тобой проехали
    Через бурный положенный путь.

    Разберемся во всем, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.

    Принимаю, что было и не было,
    Только жаль на тридцатом году -
    Слишком мало я в юности требовал,
    Забываясь в кабацком чаду.

    Но ведь дуб молодой, не разжелудясъ,
    Так же гнется, как в поле трава...
    Эх ты, молодость, буйная молодость,
    Золотая сорвиголова!

    Олимпиадные задания по литературе для студентов 2 курса


               Вариант 1                     Вариант 2


^