I. Олимпиадные задания на знание теории литературы
1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:
Серп луны молодой Вместе с пышной звездой В голубой вышине Ярко видится мне.
Ответ: Дактиль.
2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?
Ответ: Амфибрахий
3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».
Ответ: Прототип - (от греч. prototypon - прообраз) - реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А. Некрасова), в других - отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).
4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?
Ответ: Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.
5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.
Ответ: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?
Ответ: Гроза - символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.
7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.
Ответ: Ямб.
8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос. Теперь уж пусто все - простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...
Ответ: День хрустальный - значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.
Бодрый серп - олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.
Паутины тонкий волос - скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора - одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.
Праздная борозда - полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).
Льется чистая и теплая лазурь - замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой - холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.
9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа: 1) Рассвет рукой прохлады ровно Сшибает яблоки зари. 2) Синь то дремлет, то вздыхает. 3) Как сережки зазвенит девичий смех. 4) В водах ложных звенящая борозда.
10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.
- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» - М.Ю. Лермонтова - вместо лодки - парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит». - А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» - А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат» - С. Орлов). Ответ: Синекдоха.
11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.
Ответ: «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.
II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.
1. Анализ эпизода.
Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.
Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову: - Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его? Она кивнула в знак согласия головой. - За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал? В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек... ей стало так больно, так жаль его... - Ты его не оставишь, не бросишь? - говорила она... - Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет... Она поцеловала мужа. - В Петербург ты возьмешь меня к нему? Он нерешительно молчал.