а) веществах и их превращениях; б) живых организмах; в) взаимоотношениях животных и растений с окружающей средой.
Задания 6. Растения дикой природы нужно охранять, так как они нужны…
а) для уничтожения следов деятельности человека; б) для сохранения экологических цепей питания; в) для украшения людьми своих жилищ; г) для питания домашних животных.
Задание 7. Поджигая сухую траву на лугах мы ...
а) даём расти молодым побегам; б) повышаем плодородие почвы за счёт золы; в) наносим непоправимый вред всему сообществу.
Задание 8. Назови основную причину перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?
Задание 9. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
Задание 10. Прочитай текст и найди в нём экологические ошибки и подчеркни их.
Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.
Олимпиада по экологии 3-4 класс. 2 тур.
Задание 1. Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь насекомых и птиц?
Задание 2. Почему животных, выращенных в домашних условиях или в зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу?
Задание 3. Запиши как можно больше вариантов группировки данных животных. Дай название каждой группе.
Задание 4. У сокола, ястреба оперение жёстко, перья упругие. У совы оперение мягкое, рыхлое. Объясни, почему.
Задание 5. Что послужило основанием для выражения "дрожит как осиновый лист"?
Задание 6. Обычно этим занимаются насекомые, а вот с цветками эвкалиптов это делают белки-летяги, с цветками баобабов и бананов (которые открываются ночью)- летучие мыши, с соцветиями кустарников дриада - кенгуру. Что они делают?
Задание 7. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками.
Воскресенье в лесу. Решили мы с одноклассниками в воскресенье поехать в лес. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас и магнитофон. Весёлой и громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных цветов мы отправились домой. Прогулка удалась на славу!
Задание 8. Ёж и крот относятся к одному разряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот не впадает. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
Задание 9. Почему орешник цветёт весной, а липа - летом?
Задание 10. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся придумать самостоятельно.
Ответы к олимпиадным заданиям по экологии 3-4 класс
Задание 8. У птиц кончается корм, они боятся голода.
Задание 9. Потому, что звери и птицы в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.
Задание 10. 4 ошибки. 1. Ковыль - это не первоцвет. 2. Лапчатка - это не первоцвет. 3. Пауки над цветами не кружатся. 4. Сайгак - это не грызун.
2 тур.
Задание 1. В природе для насекомых появилась пища - сок и нектар. У зимующих птиц появилась дополнительная пища - насекомые, отпала угроза голода.
Задание 2. Они погибнут, так как не могут самостоятельно добывать пищу, не умеют самостоятельно защищаться от врагов, не смогут выжить в природных условиях данной местности.
Задание 3. Возможные варианты группировки животных: 1. растительноядные, насекомоядные, хищники; 2. млекопитающие и птицы; 3. домашние и дикие; 4. домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы, хищные млекопитающие.
Задание 4. Сокол и ястреб - дневные хищники, им нужна скорость при охоте, поэтому перья на крыльях у них жёсткие. Сова- ночной хищник, ей нужно бесшумно, медленно летать и обнаруживать добычу, поэтому перья на крыльях у неё мягкие. Задание 5. Листья осины имеют очень длинные черешки и легко дрожат от малейшего ветерка.
Задание 6. Они их опыляют.
Задание 7. 1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество "грибы - деревья". 3. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше. 4. Лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Задание 8. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.
Задание 9. Орешник опыляется ветром, а липа - пчёлами.
Задание 10. Оценивается по количеству предложенных учениками зависимостей.