Олимпиада по литературе 11 класс



Олимпиада по литературе 11 класс

  •            Вариант 1                      Вариант 2

    Задание 1.

    Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:

    «Я пришёл к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало…»?

    Задание 2.

    Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»?

    Задание 3.

    Кому из свой друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение «В Сибирь»? Как оно начиналось?

    Задание 4.

    Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?

    Задание 5.

    Откуда эти строки:

    а)
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным, девственным сердцам
    Её порывы благотворны,
    Как бури вешние полям.
    б)
    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь:
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетётся рысью как – нибудь.
    в)
    У лукоморья дуб зелёный,
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    г)
    Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.
    д)
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра.
    е)
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни.
    ё)
    Москва… Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось,
    Как много в нём отозвалось.
    ж)
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы
    Как сон, как утренний туман.
    з)
    Его убийца хладнокровно,
    Навёл удар… спасенья нет:
    Пустое сердце бьётся ровно
    В руке не дрогнул пистолет.
    и)
    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    «Что ж мы? На зимние квартиры?

    Задание 6.

    Назовите автора, название произведения
    а)
    Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.
    б)
    Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.
    в)
    …отвернув воротник балахона, показал… всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

    Задание 7.

    По приведённым фрагментам определите автора и название произведения. Какие приёмы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведённых отрывках? Дополните полученный список, назвав ещё несколько приёмов.
    Каким размером написано произведение? Какими причинами определяется выбор размера?
    А.
    В каком году – рассчитывай,
    В какой земле угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков.
    Б.
    Ой, тени! Тени чёрные!
    Ой, избы, избы новые!
    В.
    Пришла пора – сказался снег!
    Он смирен до поры;
    Летит – молчит, лежит – молчит,
    Когда умрёт, тогда ревёт.
    Г.
    Шли долго ли, коротко ли,
    Шли близко ли, далёко ли…

    Задание 8.

    Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы.
    Укажите автора каждого произведения.

    а)
    бахчисарайский, страшный, самоотверженный, первый, верный, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;
    б)
    художник, любовь, место, месть, фонтан, гость, люди, история, заяц, Трезор.

    Задание 9.

    Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены.
    Какому литературному персонажу принадлежат оставшиеся вещи? Назовите произведение и автора.
    Пёстрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний пиджак светло – коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.
    Лужин «Преступление и наказание», Захар «Обломов», Павел Петрович «Отцы и дети».

    Задание 10.

    Напишите стихотворение на тему «Каникулы», которое будет одновременно удовлетворять все следующим условиям:

    а)
    стихотворный размер – трёхстопный анапест;
    б)
    строфическая форма – катрен;
    в)
    рифмовка опоясывающая;
    г)
    использование анафоры.

    Олимпиада по литературе в 11 классе


               Вариант 1                      Вариант 2


^