Олимпиада по русскому языку 10 класс



Олимпиада по русскому языку 10 класс с ответами

  •            Вариант 1                      Вариант 2

    Задание 1.

    Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

    Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

    Ответ.

    Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.

    Задание 2.

    Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять.
    С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:
    а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?

    Ответ.

    Честь.

    Задание 3.

    Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
    Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.
    Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

    Ответ.

    Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).

    Задание 4.

    Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

    1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
    2. Скажи, который час?
    3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
    4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

    Ответ.

    1. Прямое дополнение.
    2. Согласованное определение.
    3. Обстоятельство места.
    4. Дополнение.

    Задание 5.

    Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около».
    В каких словах встречается эта приставка?

    Ответ.

    Периметр – граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг
    Периферия – внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра.
    Перископ – оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг).
    Перифраза – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания : выражение, близкое к данному слову (около него)

    Задание 6.

    Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.
    Столовая – стая
    Портной – герой
    Рыбачий – рабочий
    Лекторий - лисий

    Ответ.

    Пара лекторий, лисий .

    Задание 7.

    В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования.
    Объясните, на каком основании оно является лишним.
    1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.
    2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

    Ответ.

    1. Выспаться. От спать приставочно-постфиксальным способом. Остальные три слова образованы постфиксальным способом.
    2. Белоствольный. От бел(ый)+ствол+н сложением основ и суффиксацией. Остальные слова образованы суффиксальным способом.

    Задание 8.

    Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского?
    - Чем заняты таланты?
    Возвести!
    - Да продолжают славный воз везти!
    - А бездари?
    - Те мнят,
    Что делают погоду.
    - А критики?
    - Темнят
    Или молчат по году.

    Ответ.

    1. Омофоны.
    2. Возвести – воз вести; те мнят – темнят; погоду – по году.

    Задание 9.

    М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?

    Ответ.

    Это разносклоняемые существительные типа имя – имена.
    Письмена.
    Письмена – древние буквы.

    Задание 10.

    В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
    Имя твоё – птица в руке,
    Имя твоё - льдинка на языке.
    Одно-единственное движенье губ.
    Имя твоё – пять букв.
    Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

    Ответ.

    Фамилия поэта в 1916 году, которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.

    Задание 11.

    В каких словах ударение поставлено верно?
    БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

    Ответ.

    ПулОвер, жалюзИ.

    Задание 12.

    Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?
    а) В то время был еще жених
    Её супруг, но поневоле
    Она вздыхала по другом,
    Который сердцем и умом
    Ей нравился гораздо боле.

    б) Хотел писать – но труд упорный
    Ему был тошен; ничего
    Не вышло из пера его,
    И не попал он в цех задорный
    Людей, о коих не сужу,
    Затем, что к ним принадлежу.

    Ответ.

    а). (Она) вздыхала по другом - форма  предложного падежа зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа.
    Гораздо боле – устаревшая форма сравнительной степени наречия; современная форма – больше, более
    б) Не вышло из пера - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера.
    Людей, о коих не сужу - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова; современное относительное местоимение которые.
    Затем, что – подчинительный  причинный союз? затем что ,
    которому соответствует современный потому, что .
    Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.

    Задание 13.

    О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?
    Мы говорим не «штормы», а «шторма» -
    Слова выходят коротки и смачны.
    Ветра не ветры сводят нас с ума
    Из палуб выкорчевывая мачты.
    Расставьте недостающие знаки препинания, объясните свой выбор.

    Ответ.

    1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков (профессионализмах), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление.
    2. Ветра – не ветры сводят на с ума, Из палуб выкорчевывая мачты.
    Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.
    Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    Задание 14.

    Определите лексическое значение выделенных слов.
    «Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)
    Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

    Ответ.

    Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания;восторженная и неумелая похвала.

    Задание 15.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?
    Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

    Ответ.

    1- 2. Стипендиальный, изморось/зь , отдохнуть, синее (море), удостоен – в соответствии с морфологическим (фонематическим) принципом, который требует, чтобы фонемы одной морфемы, находящиеся в слабой позиции, обозначались теми же буквами(1), что и фонемы этой же морфемы в сильной позиции = сохраняется графическое единообразие морфем, независимо от позиционных чередований гласных и согласных фонем, находящихся в одной и той же морфеме в слабой и сильной позиции.
    Розыгрыш – в соответствии с фонетическим принципом, при котором фонема в слабой позиции обозначается адекватной ей буквой. = написание соответствует произношению .
    Корзина, палисадник – традиционный (исторический) принцип, при котором выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии и сложившейся традиции написания слова.
    Поджёг (сарай) – дифференцирующие написания, различающие написание слов-омофонов.
    3. Большинство написаний в русском языке подчиняется морфологическому принципу, поэтому он является ведущим.

    Олимпиада по русскому языку 10 класс с ответами


               Вариант 1                      Вариант 2


^